Кремлевские палаты!
Кремлевские палаты!
Красное (Золотое) крыльцо. Вход из сеней в палаты Теремного дворца.
Самым величественным и имеющим особую историко-культурную ценностьиз многих сооружений на территории Европы, является Московский кремль. История его необычна, существует Кремль более восьми веков. Какие только события не пережил Московский кремль. В его соборах и палатах, за массивными стенами, подкрепленными двадцатью мощными башнями, хранятся самые бесценные иконы, сокровища великих царей, регалии нашего государства.
Всеобщий, неподдельный интерес вызывает у туристов башни Кремля. Между собой они соединены крепостными стенами. Башни были окончательно выстроены и завершены в 1945 году. В них встроены тайные колодцы. Вода, находящаяся в них, должна была снабжать защитников Кремля в случае осады и войн. Кремль содержит роскошные палаты. Одна из известных из них, оружейная палата. В ней представлены различные предметы, выполненные из драгоценного материала восточными и европейскими мастерами, экспозиция царского вооружения, одежда. Грановитая палата, не менее интересна для туристов. Построена она известными архитекторами Марком Фрезиным и Пьетро Антонио Солари из Италии в конце 15 века. Кремль считается богатейшей сокровищницей нашей России, впечатляющим памятником культуры и искусства, гордостью страны.
Резная белокаменная лестница дворца украшена изваяниями львов со щитами. Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром. Резной белокаменный портал крыльца был парадным входом в царские комнаты.
Лестница Красного (Золотого) крыльца. Вход в палаты Теремного дворца
Переднее золотое крыльцо , по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя.
Красное (Золотое) крыльцо. Вход в палаты Теремного дворца.
В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.
С восточной стороны Терема находится Переднее золотое крыльцо, по которому поднимаемся на второй этаж в жилые покои царя.
Окна Крестовой палаты.
Гостинная, она же — Крестовая, она же — Думная, она же — Соборная палата.
Вторая комната – Гостиная. Ее еще называли Крестовой, Думной, или Соборной, а в XVI веке — Передней палатой. В ней царь с боярами решал государственные дела. Все бояре, окольничьи, думные и ближние люди обязаны были ежедневно являться во дворец ранним утром и после обеда в вечерню.
Здесь Государь слушал судные дела и челобитные. Иногда здесь же по большим праздникам после обедни царь принимал ближних бояр, высшее духовенство и иностранных послов.
Теремные палаты являются интересным памятником русской архитектуры и быта XVII в. Комнаты в них имеют низкие сомкнутые своды, стены и потолки покрыты многокрасочной росписью, выполненной в XIX в. художником Т. Киселевым по рисункам академика Ф. Г. Солнцева.
Окна в передней.
Роспись помещений Теремного дворца проводилась под руководством С.Ф.Ушакова. К сожалению, интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от пожара 1812 года. В 19 веке при реставрации по образцам 17 века были восстановлены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.
Изразцы декора печей.
Первоначально установленные печи XVII в. не сохранились, по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Теремного дворца Ф.Г.Солнцевым, в 1835-1837 гг. были установлены новые изразцовые печи.
В декоре одной из печей Передней вставлен над топкой сохранившийся первоначальный изразец 17 века.
Одна из двух печей в передней
В Теремном дворце Московского Кремля изначально было печное отопление. Топки располагались в подклетах, откуда теплый воздух поднимался по керамическим трубам к «душникам», обогревателям верхних покоев. Для облицовки печей использовали изразцы разной формы, рельефные и многоцветные. Иногда изображение на них было сюжетное, но чаще — орнаментальное. Многократное повторение орнаментального узора каждого изразца образовывало красочный декор облицовки печей. Первоначально установленные печи XVII в. не сохранились, по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Теремного дворца Ф.Г.Солнцевым, в 1835-1837 гг. были установлены новые изразцовые печи, четыре из которых украшают царские покои. Это — две идентичных печи в Передних сенях , одна — в Престольной палате и одна — в Опочивальне.
Изразцы для этих печей были изготовлены на заводе Ф.Ф. Кокошкина, основанного в 1820-х гг. в селе Брехове Звенигородского уезда Московской губернии . На изделия завода ставилось клеймо. Интересна личность основателя завода: Фёдор Фёдорович Кокошкин (старший) (1773—1838) — действительный статский советник , русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес; первый директор московской труппы императорских театров (с 1823 по 1831 г.). Известны воспоминания А.П.Милюкова о Ф.Ф.Кокошкине, где речь, в частности, идет и об изразцовом заводе: «Такая же неудача постигла и последнюю затею старика. Какой-то остзейский немец предложил ему купить секрет новоизобретенного производства фарфоровой глины, придающего изделиям необыкновенную прочность и блеск. Ожидая значительных выгод от этого дела, Кокошкин приобрел новооткрытый секрет опять за довольно крупную сумму, устроил завод где-то за Москвой рекой, нанял мастером самого изобретателя, с хорошим, разумеется, жалованьем, и открыл магазин у Никитских ворот. Дело сначала пошло довольно бойко: фаянсовая и фарфоровая посуда хорошо продавалась в Москве и на макарьевской ярмарке. Ободренный заводчик взял поставку узорных изразцов по старинным рисункам, для печей в возобновляемых кремлевских теремах, и кроме того приготовил к открывавшейся тогда в дворянском собрании мануфактурной выставке роскошный фарфоровый туалет с живописными бордюрами и выпуклыми цветами, в который вставлены были серебряные, нарочно заказанные, принадлежности. В надежде, что эта изящная вещь будет куплена в дом какого отбудь миллионера или даже ко двору, ей назначили баснословно дорогую цену. Между тем в городе начали ходить слухи, что на завод Кокошкина возят по ночам для примеси к глине такой продукт, который до сих пор употреблялся только в иных местах для унавожения полей, и хотя посуда изделия нашего заводчика не отличалась никаким специфическим запахом, но её перестали покупать, и самое название «кокошкинская посуда» сделалось бранным словом. Пресловутый туалет также никто не купил; с выставки привезли его в дом и поставили в кабинете, а потом он отчего-то лопнул и вынесен был в сарай, где катали белье, и прачки мало помалу обломали с него все рельефные цветы. Деятельность завода кончилась, а непроданные фарфоровые вещи, вазы и сервизы, раздарены были знакомым».Несмотря на такую недолгую историю завода, печные изразцы, изготовленные на нем для Теремного дворца, и сегодня отличаются высоким качеством и художественными достоинствами.http://www.pallada-afina.ru/articles/detail.php?ID=3124
Изразцовая печь
Передняя.
Первая комната называется с XVII в. Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. Здесь утром собирались бояре, ожидая выхода царя.
Челобитное окно
Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».
Cени, ведущие во внутренние покои Теремного дворца
Теремной дворец построен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефйлом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени, но из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид. Резная белокаменная лестница дворца украшена изваяниями львов со щитами. Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром. Резной белокаменный портал крыльца был парадным входом в царские комнаты.
Вход в храм Спаса Нерукотворного
Здесь орнамент рисунка совсем иной, хотя выдержан в едином стиле Золотой решетки
Новое украшение Кремля так понравилось москвичам, что собор стали называть « Спас за золотой решеткой ». А популярность орнамента Золотой решетки была так велика, что его многократно повторяли в самых разных зданиях и сооружениях города вплоть до наших дней. Его можно обнаружить и в московском метро, и гостинице «Ленинградская», и в частных интерьерах. Существовал даже своего рода дубликат Золотой решетки, выполненный для Смоленского собора Новодевичьего монастыря через 15 лет после оригинала, в 1685 г.
Домовая церковь царей — Спаса Нерукотворного с более низким приделом Иоанна Белогородского, позже названная Верхоспасским собором с приделом Иоанна Предтечи, — была построена в 1635-1636 гг. одновременно с Теремным дворцом с восточной стороны Переднего каменного двора. Возводили ее те же мастера Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин и Л.Ушаков. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. Передний каменный двор стал именоваться Верхоспасской площадкой.
Собор Спаса Нерукотворного Образа на Верху
Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Храм построен царем Михаилом Федоровичем в 1635-1636 гг. Зодчими были Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков. Обновлялся в 1678-1680 гг. В 1681-1682 гг. церкви Спаса, Распятия и Воскресения Словущего подвели под одну кровлю и поставили на ней одиннадцать глав на тонких барабанах, украшенных майоликой (строительные работы произодвились под началом О.Д. Старцева; рисунки для майолик и крестов были выполнены известным резчиком старцем Ипполитом; ему же принадлежит деревянное Распятие 1687 г., находящееся с молельне Распятской церкви).
Верхоспасский собор, как ближайший храм к царским жилым покоям, получил то же значение для царского богомоления, каким раньше пользовался Благовещенский собор. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Федоровича и до Петра I, были крещены их дети и совершалось молебствие в день совершеннолетия царевичей, когда они объявлялись наследниками престола. От этого храма лестница вела на так называемую боярскую площадку, где боярам читались указы, распоряжения царя, и царь жаловал бояр, окольничих думных и ближних людей именинными пирогами. Самая верхняя площадка названной лестницы ограничена медной вызолоченною решеткою, отчего церковь Спаса и именовалась еще Спас за Золотою решеткой .
В 1812 г., после ухода неприятеля из Москвы, в Верхоспасском соборе, кроме разграбления, вся стенная живопись оказалась избитой гвоздями.Собор вновь отделан в 1836 г.
Пострадал собор и в 1917 г. Ныне двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри. На южной стене сохранилась пара окон внизу и одно — вверху. Убранство интерьеров и росписи стен относятся ко второй половине XVIII века. Под слоем живописи XVIII столетия частично сохранилась стенопись 1680-х гг. Деревянный резной иконостас XVIII в. в 4 яруса выполнен в формах барокко. Средняя его часть на высоту двух ярусов закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 г. В местном ряду уцелели иконы XVII в. работы мастеров Федора Зубова, Леонтия Степанова и Сергея Костромитина (Рожнова). В трапезной сохранились две круглые печи из муравленых изразцов конца XVII в.
Северный придел с 1682 г. именуемый Иоаннопредтеченс
Над входом в сени, ведущие во внутренние покои Теремного дворца
Московские мастера XVII века активно обращались к древним народным традициям. Параллельно развивалось и другое направление, использовавшее в ковке образцы западноевропейского искусства. При заказе так и определялось: «по заморскому образцу, тою же мерою». Но настоящие художники — а русские кузнецы и литейщики были художниками высокого класса — не могли слепо копировать, не внося в произведение своего понимания художественной выразительности изделия.Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется знаменитая Золотая решетка в Кремле. Она была создана в 1670 г., в период правления Алексея Михайловича, отца Петра І. Ее установили на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая соединяла царские покои с домовой церковью — Верхоспасским собором. На площадку вела лестница, закрывавшаяся наверху этой кованой железной решеткой. Кремлевские мастера, использовав при ее создании спаренные спиральные плетения, включили в кружевную вязь и изображения из древнеславянской мифологической традиции, и реальных персонажей, да еще и с немалой долей юмора. Здесь можно увидеть загадочных зверей, птиц, рыб и скоморошьи головы с совершенно невообразимой мимикой. Мало того, среди нескольких десятков персонажей нет ни одной пары одинаковых! Дизайн решетки подсказывался окружающим архитектурным декором. Так, в каменной резьбе Теремного и Потешного дворцов присутствует не только растительный орнамент, но и изображения сказочных зверей и птиц. Пышная каменная резьба порталов, наличников, окон, наддверий этих дворцов окрашивалась в разные цвета. Так что Золотая решетка, форма которой навеяна окружающим декором и его цветностью, гармонично в него вписалась.
«Золотая» решетка одного из трех проемов входа в Теремной дворец.
Вход в Грановитую палату
Росписи Грановитой палаты — угол со стороны Успенского собора и Соборной площади
Своды над стеной со стороны Успенского собора
Видение пророка Даниила о пришествии в мир Сына Человеческого
Надпись:
«Аз Даниил сон виде при Валтасаре цари халдейском: дондеже престоли поставишаста и Ветхий денми седе. И одежда его была аки снег и власы главы его аки волна чиста, престол его и колеса – пламень огненный палящ. Тысяща тысящ служаху Ему и тьмы тем предстояху пред ним, и се на облацех небесных яко Сын человеч идый бяше и даже до Ветхого денми дойде. И Тому дадеся власть и честь и царство. И вси людие племена и языцы тому поработают. И власть Его власть вечная яже не мимо идет и Царство Его не разсыплется».
Видения пророка Даниила составляют 7-12-я главы Книги пророка Даниила. В Дан 7-8 описывается 2 видения, бывшие ему в правление Валтасара. В 1-м из них (Дан 7) Д. видел 4 зверей, по очереди выходивших из моря: 1-й был как лев, но имел орлиные крылья, 2-й похож на медведя с 3 клыками, 3-й — на барса с 4 крыльями и 4 головами. 4-й зверь, наиболее страшный, имел железные зубы и 10 рогов. Д. видел, как вместо 3 из этих рогов вырос новый, «небольшой рог», имевший «глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан 7. 8). Затем Д. видит божественную фигуру «Ветхого днями» (Дан 7. 9), воссевшего на престоле, после чего 4-й зверь был убит, а у проч. зверей была отнята их власть. К «Ветхому днями» подводят «Сына Человеческого» (Дан 7. 13), к-рому дана вечная власть. Д., потрясенный видением, излагает далее его толкование, сообщенное ему «одним из предстоящих» (Дан 7. 16). 4 зверя означают 4 царей, а «небольшой рог» будет вести «брань со святыми» и превозмогать их (Дан 7. 21). Затем власть у него будет отнята, а царство «дано будет народу святых Всевышнего» (Дан 7. 27).
По сравнению с др. ветхозаветными пророческими книгами представление о Мессии в Книге пророка Даниила получает неск. иное выражение, действие Мессии не ограничивается пределами одного народа — Израиля. Так, в мессианском видении Сына Человеческого (Дан 7. 13-14), к-рый шел «с облаками небесными» и «дошел до Ветхого днями», после чего Ему была «дана власть, слава и царство», Д. увидел Мессию, противостоящего персонифицированному злу, к-рое воплощено в образе небольшого рога, символа безжалостного земного тирана (Дан 7. 8; 8. 9). В конце концов Сын Человеческий привел Свой народ («святых Всевышнего») к победе. У Д. расширены политические и военные аспекты мессианских представлений о сыне Давидовом, царе-Мессии. В Дан 7 пророк выходит за пределы националистического истолкования Мессии: вместо спасителя Израиля, ведущего свой народ к победе над враждебными народами, Мессия станет победителем зла как такового. Владычество Сына Человеческого — «владычество вечное… и царство Его не разрушится». Надпись над образом евангелиста Иоанна: «Подобное льву девствений царское и владыческое начертает»
Царь Феодор Иоаннович
Надпись: Благоверный и христолюбивый, Богом венчанный, Великий государь Царь и Великий князь Феодор Иоаннович, всея России самодержец
В третьем простенке между окон стены к церкви Благовещения — царь Федор Иванович «сидит в златом царском месте на престоле, на главе его венец царский с крестом без опушки, весь камением и жемчугом украшен; исподняя риза его порфира царская златая, поверх порфиры наложена по плечам холодная одежда с рукавы, застегнута об одну пуговицу; по той одежде по плечам лежит диадима с дробницами; около шеи ожерелье жемчужное с каменьи; через диадиму по плечам лежит чепь, а на чепи, напереди крест; обе руки распростерты прямо, в правой руке держит скипетр, а в левой державное, яблоко».
«С правую сторону подле места его царского стоит правитель. Борис Годунов в шапке мурманке; на нем одежда верхняя с рукавы, златая, на опашку, а исподняя златая ж долгая; а подле него стоят бояре в шапках и в колпаках, верхние на них одежды на опашку. Над ними полата, а за полатою видеть соборная церковь. И по другую сторону царского места также стоят бояре и над ними полата». Забелин Е.И.
Рюрики. Призвание на княжение
Надпись:
«В Руси самодержавное царское правление начаста от Рюрика, иже приде из варяг со двема братома своима и с роды своими, иже бе от племени Прусова. Прус же брат бысть единаначальствующаго на земли римскаго кесаря Августа и великий же князь Рюрик в Великом Новгороде царствуя, остави сына своего Игоря»Во всех окнах палаты в откосах были написаны в каждом окне по два изображения великих князей и государей московского колена, начиная с вел. кн. Ярослава I, а над ними в своде каждого окна — херувимы. В том числе в окнах по сторонам царского места, справа — Ярослав Всеволодович и Александр Невский и слева — Данило Александрович и Иван Калита. В надписях все князья после Мономаха наименованы царями, как и Данило Александрович.
Росписи Грановитой палаты
Благовещения в углу переднем против государева места — Скиние свидения с Кивотом Завета, где предстоит Моисей и где перед дверьми опустился столп облачный и в столпе глагол к Моисею. Толпы израильтян поклоняются храму.
Здесь же в другой картине был изображен пророк Нафан, обличающий царя Давида в убийстве Урии и блудодеяния и прорекающий за то смерть его отрока-сына, который в седьмой день и умре; Давид, в раскаянии, в сокрушении сердца молящийся перед Кивотом Завета.
Под этою картиною на стене между окон, след., у царского места, был изображен в храме перед Кивотом Завета молящийся царь Соломон, окруженный архиереями и народом, и над ним из облака на Кивот Завета Господня излияся облак с огнем и исполни храм Господень.
Такими притчами объяснялось возле царского трона божественное снисхождение царскому достоинству и в то же время обличались царские грехи царя Давида, которые не служили ли притчею в обличение всему минувшему царствованию Ивана Грозного, даже и с неожиданною смертию отрока-сына.
Роспись с изображением сюжетов из Священного Писания осуществлена в свободном выражении, отступающем от иконописного канона.
«Весьма любопытные сведения по этому предмету встречаются в актах половины XVI века. В это время царские палаты, при возобновлении их после опустошительного знаменитого в летописях Москвы пожара, в 1547 г. были украшены новым стенным бытейским письмом, под непосредственным наблюдением знаменитого благовещенского попа Сильвестра, который едва ли не в первый раз решился изобразить на стенах царских палат содержание некоторых церковных догматов приточне, в лицах, само собою разумеется, с ведома и , быть может, по указанию самого митрополита Макария.
Приверженцам стоячей старины это показалось несогласным с преданием Церкви, потому что до того времени иконопись, не уклоняясь ни одною чертой от древних византийских образцов и подлинников, ограничивалась только более или менее верным, раболепным их переводом. Одним из главных действователей в этом случае был дьяк Иван Висковатый.
Созван был собор. Митрополит Макарий разрешил недоумение Висковатого и объяснил ему, что в палате написано было приточне Спасово человеколюбие, еже о нас, ради покаяния.
Любопытное описание всех изображений, в которых выражена была эта притча, находим в актах того же собора. «Писано в полате в большой (Средней Золотой) в небе, на средине. Спас на Херувимех, а подпись: Премудрость Иисус Христос. С правые страны у Спаса дверь, а пишет на ней 1) мужество, 2) разум, 3) чистота, 4) правда. А с левые страны у Спаса же другая, а пишет на ней: 1) блужение, 2) безумие, 3) нечистота, 4) неправда.
http://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0080.shtml
Вход через Святые сени
Высота Святых сеней меньше высоты Большой палаты, так как над их сводами располагался скрытый этаж, где помещалась смотрильная палата. Это была небольшая, нарядно убранная комната. Ее пол выстлали войлоком, стены, потолки, лавки и двери обили красным и зеленым сукном, на фоне которого ярко блестели луженые ручки и петли дверей. Из смотрильной палаты в Большую выходило окно, через которое царица с малолетними царевичами да с царевнами, большими, т. е. старшими, и меньшими, наблюдали за всем, что происходит в тронном зале.
Это не было тайным подсматриванием и подслушиванием. Все знали, что у смотрильного окна, рама которого была обита красной тафтой, сидит царица, оттуда ей все хорошо видно. Прямо против окна, в восточном углу палаты, стоял царский трон.
По обычаю, гости не должны были лицезреть царицу и царевен, поэтому суконные занавески на окнах смотрильной палаты располагали так, чтобы женщин никто не видел. Петр I отменил этот обычай, и на заведенных им ассамблеях гости стали появляться с женами, а принимали их хозяин с хозяйкой.
Слева оркестровая часть с окном обзора из смотрительной палаты наверху
Роспись верхнего яруса стены, противоположной царскому месту
Вверху под сводом: в палатах на престоле царь сидит печален, рукою подпершись; перед ним стоят вельможи, крамолятся. В другом изображении: царь сидит на престоле и вручает судье праведному меч отмщения.
В третьем изображении: в палате сидит судья на месте с посохом в руках; перед ним вдовица просит отмщения на обидящего вельможу, который стоит тут же, от суда отвращается прочь. За судьею и перед судьею стоят люди. Подпись объясняла, что в царство греческого царя Иустина Юного умножися злоба и хищения, обиды, татьбы и разбои, и от сего бысть во градех и в селех слезы и рыдания.
Некто пришел к царю и сказал: если хочешь избавить людей, дай мне меч, отсеку главы лихоимства и неправды — похвала мне будет от тебя и от всех; если же не успею, мою главу отсеки. Царь вручил ему меч отмщения. По жалобе вдовицы виновным оказался сродник царев, саном магистр, отнявший все имение у вдовицы. Праведный судья осудил его, а по воле праведного царя схватили магистра из-за царского пира, остригли ему голову и браду и с позором пред всем народом посреди торговища, посадя на худую ослицу, водили его и немилостиво били. Все его имение и достояние царь повелел отдать вдовице.(И. Е. ЗАБЕЛИН Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях)
Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Из Священного Писания и Священного Предания кроме Архангела Михаила известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).
Свод потолока престольного кабинета
В центре изображение Христа-Пантократора на престоле. Здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византи, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии, как зеркальные по отношению друг к другу. В раскрытом Священном Писании слова: «Вся мне предана суть Отцем моим..», напоминая о вверенности земной власти и ответственности за нее — свыше.
Своды потолка кабинета
Стол царского кабинета.
Дверь на красное крыльцо
В эту дверь выходит в наши дни президент после церемонии инаугурации к присягающему полку.
В Святых сенях, у дверей в Большую палату, гостю устраивали «большую встречу», где ему «почести ради» кланялись бояре. Менее важным гостям устраивали всего одну встречу — в Святых сенях, когда гость «не дошед порога с сажень».
Так встречали и приветствовали послов у Грановитой палаты, но по таким же правилам принимал гостей любой житель Москвы. Точно так же, как во дворце, гость, уважая хозяина, выходил из саней далеко от дома и шел через весь двор к крыльцу пешком. И хозяин, оказывая уважение гостю, спешил приветствовать его.
Спальня.
В спальне императрицы — мягкая стеганая мебель: диваны, кушетки, кресла. Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. Все ткани для Большого Кремлевского дворца были выполнены в первой половине XIX века. А в 60-х годах нашего века часть их реставрировали, а часть делали вновь, сохраняя цвет и орнамент, лучшие мастерицы из Павловского Посада.
Зеркало с камином в будуаре
Зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и отраженные в них детали интерьера увеличивают ощущение объема и роскоши Будуары использовались для собрания предметов исскусства, посвященных женщине: скульптура, живопись и т.п.
На камине из малахита стоят часы французской работы; они были заказаны специально для Большого Кремлевского дворца
Будуар Императрицы
Будуар исторически сложился как часть комнат, принадлежащих женщине. Его можно считать аналогом кабинета для мужчины, где женщина могла принимать гостей для неофициальных бесед, либо уединиться для чтения или занятия рукоделием.
Свод потолка кабинета
Кабинет.
Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. В Кабинете — бордовый.
Ваза в кабинете.
Императорские покои.
Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши.
Часы в кабинете.
Часы французской работы; они были заказаны специально для Большого Кремлевского дворца.
Люстра в гостинной
Главным украшением Гостиной являются изделия из фарфора — вазы, торшеры, люстра, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса.
Дверь
Двери превосходно сделаны из ценных пород дерева и инкрустированны панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные нам мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Ни одна дверь Большого Кремлевского дворца не повторяет выбранного узора, а все вместе они — это подлинные произведения искусства.
Троны.
Тронов — три, как на последней коронации. Николая II, Александры Федоровны и Марии Федоровны.
Их убирают на время инаугурации — во избежание ненужных ассоциаций.
Трон с шатровым покрытием
Третья комната — Престольная, или царский кабинет.
Окно в передней.
Сени, ведущие во внутренние покои Теремного дворца
Строительство этого уникального дворца началось в 1635 году под руководством талантливейших мастеров русского зодчества Бажена Огурцова, Трефила Шатурина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова. Каменный дворец построен по типу русского деревянного дома, узнаваемые черты которого проявляются и в планировке, и в экстерьере. Здесь в полной мере проявился талант зодчих: ограниченные пространством и близостью соседних построек, они сумели создать шедевр архитектурного искусства. Этажи поднимаются ступенчатыми ярусами, наподобие пирамиды, а «золотой верх» здания находится на уровне четвертого этажа современного здания.
Все фотографии и рассказ отсюда http://fotki.yandex.ru/users/gnborisova/album/63388/?p=5