Екатерининский дворец. Царское село

Екатерининский дворец. Царское село

Екатерининский дворец. Царское селоЕкатерининский дворец с уникальными залами, Янтарной комнатой, с великолепными картинами западноевропейских мастеров живописи XVII — начала XVIII веков, с прилегающим к нему Екатерининским парком, является визитной карточкой города Пушкина. Этот величественный, уникальный композиционный ансамбль, занимает его центральную часть и по сей день — главное украшение Царского села.

Екатерининский дворец.Царское селоВ 1717 году по распоряжению и желанию Екатерины I была начата закладка здания «Каменных палат» тогдашним архитектором Иоганном Браунштейном. Но уже в 1743 году новая императрица Елизавета Петровна поручает архитекторам Квасову А. и Земцову М. благоустроить и расширить здание, которое бы в будущем стало бы использоваться под летнюю резиденцию монархов. Главную лепту в перепланировке, благоустройству и украшению внес известный в то время зодчий и обер-архитектор Растрелли Франческо-Бартоломео. Здание дворца расширилось до 325 метров: каждое помещение, воплощение различных художественных стилей, в основном барокко и классицизма. Когда в 1756 году состоялось торжественное открытие здания, то приглашенные иностранные гости и российские вельможи были потрясены увиденным роскошным дворцом и его залами.   Фасад здания лазоревого цвета с белыми колоннами, лепные украшения и великолепные фигуры атлантов. Золотые орнаменты придали дворцу необыкновенный торжественный вид. Центральная часть дворца с флигелями, которые соединены крытыми галереями. С северного крыла возвышаются золоченные купола пятиглавой дворцовой церкви. Над южным крылом сияет позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Фасады дворца протяженностью 300 метров, на их позолоту, на наружную и внутреннюю отделку ушло около 100 килограммов червонного золота. Смотрите Дворцово-парковый комплекс в Царицино, построенное Екатериной II.

Екатерининский дворец.Царское селоВнутреннюю планировку и убранство так же изменили. Парадные комнаты расположились по всей длине здания, образовав Парадную золотую анфиладу. Были восстановлены Картинный зал и знаменитая Янтарная комната. Картинный зал представляет коллекцию более ста редких картин, написанных западноевропейскими мастерами живописи XVII — начала XVIII веков различных национальных школ. Над восстановлением Янтарной комнаты трудились лучшие мастера из разных стран.

   Екатерининский дворец.Царское селоСкульптурная и орнаментальная резьба Большого зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф.-Б. Растрелли и моделям скульптора-декоратора И.-Ф. Дункера 130 русскими резчиками. Особенно пышный резной декор получили торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.

Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское селоКавалерская столовая Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты. После того, как во время ремонта зала в 1860-х годах резьбу посеребрили, зал получил название Серебряной столовой. Таким интерьер просуществовал до войны. При послевоенной реставрации столовая вновь получила золоченое убранство, задуманное придворным архитектором Елизаветы Петровны.

Екатерининский дворец.Царское селоБелая Парадная столовая. Миновав Парадную лестницу, попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Стены этой столовой со времен Елизаветы Петровны были затянуты белым штофом, который в сочетании с золоченой резьбой придавал интерьеру особую нарядность. В настоящее время стены зала украшены натюрмортами И.-Ф. Гроота (1717–1806) — частью большого цикла, созданного придворным живописцем в 1740-х годах для Царскосельского павильона Монбижу. Живописный плафон «Триумф Аполлона» (копия XIX века с картины Г. Рени) дополняет декоративное решение интерьера.

Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское село Екатерининский дворец.Царское селоБольшой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Окна Большого зала, занимающего всю ширину дворца, выходят на обе его стороны. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, вечером Светлую галерею освещают 696 свечей, обрамляющих зеркала. Элементы пышного барочного декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала, а плафон, окруженный живописной колоннадой, раскрывает пространство в высоту. Екатерининский дворец.Царское селоПродолжение следует…