Преподобный Серафим Саровский. Мудрые высказывания

Иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать — Агафия. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.

Преподобный Серафим Саровский. Мудрые высказывания

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

– Душу снабдевать, – проповедовал старец, – надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять и жизнь свою.

– Что облобызала и приняла святая Церковь, всё для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней. Будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Молись за всех: много этим добра сделаешь. Давай свечи, вино и елей в церковь. Милостыня много тебе блага сделает.

Не забывай праздничных дней: будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую перед ним свечу. На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнём. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая вместе: и вера, и надежда, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня.

Свеча дурного качества издает смрад при своём горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. А потому, глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни; ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтоб жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающую смрада.

– Укоряют – не укоряй. Гонят – терпи. Хулят – хвали. Осуждай сам себя – так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это.

– Люби ближнего твоего – ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасёшь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти.

На вопрос, надо ли, для поддержания своего звания, вовлекаться в издержки, превышающие достатки человека, старец сказал:

– Кто как может. Лучше – чем Бог послал. Хлеба и воды довольно для человека».

Должно ли лечиться в болезнях?

– Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем. Выше сил не берись. Упадёшь, и враг посмеется тебе.

О девстве и браке:

– И девство славно, и брак благословен Богом. Только враг смущает всё.

Должно ли угождение людям доходить до несогласия с волей Божией?

– За эту любовь многие погибли. Аще кто не творит добра, тот и согрешает. Надобно любить всех, а больше всего – Бога.

Как управлять подчинёнными?

– Милостями, облегчением трудов, а не ранами. Напой, накорми, будь справедлив. Аще Бог прощает, и ты прощай.

Наставления и слова, произнесённые избранниками Божиими при жизни, из уст в уста и ныне передаются православными людьми друг другу, а потому (веруем!), да не забудутся во веки.